Епископы Владимирские
Православные
1). Стефан 1 с 992 года.
Некоторые первым епископом Владимирским признают Фому (История Российской Иерархии ч. 1. стр. 220 изд. 1807 г.; Географический словарь ч. 1 стр. 909; Энциклопедич. лексикон т. XI стр. 76); а другие — Феодора. Фоме же дают кафедру в Ростове (Ист. Росс. Госуд. Карамзина т. I. прим. 468. изд.2). Тот и другой, по сим свидетельствам, был будто бы из числа тех шести епископов, которые в 988 году прибыли в Киев из Корсуна, вместе с Михаилом, первым митрополитом Киевским. Но а) преподобный Нестор, упоминая о мерах, какие предпринимал св. Владимир к водворению в России христианской веры, говорит о первых русских епископах слишком неопределенно. Вот слова летописца: «И нача ставити по градом церкви и попы, и люди на крещение приводити по всем градом и селам». Если под попами разуметь между прочим и епископов, — то все еще ничего нельзя вывести в пользу представленных свидетельств, потому что препод. Нестор не говорит, кто они были, не называет их по имени и не указывает кафедр, которые они заняли. Притом б) мнение, будто бы Владимиро-Волынская епархия учреждена в 988 г., как это вытекает само собою из их свидетельств и что действительно оными утверждается, едва ли может быть признано вероятным. Совмещать в один год и крещение св. Владимира, и просвещение России, и учреждение епархии невозможно. С большим потому доверием можно положиться на свидетельство Никоновой летописи и степенных книг, которые учреждение Владимирской епархии вместе с Белгородскою и Черниговскою относят к 992 г., — когда апостольская ревность св. Владимира к просвещению России христианскою верою действительно могла уже увенчаться достаточным успехом — и первым епископом Владимирским называют Стефана (см. Ист. Христ. в России до Равноап. Владимира стр. 382. Ист. Р.Ц.Ф.Е.Р. пер. 1. стр. 185). Если вследствие соображения вышеизложенного нельзя признать Фому первым епископом Владимирским, — все же нельзя отвергать того, что лицо его историческое. О нем упоминается еще у Андроника, игумена Алексеевского Углицкого монастыря в его сочинении о сложении перстов, писанном в 1713 г. (Опис. Рум. Музеума. стр. 10. N VII). Правда, и по словам Андроника, он приходит в Россию вместе с митроп. Михаилом, но от патриарха Сергия, вступившего на престол патриарший в 999 г. Время пришествия его в Россию можно признать истинным, но какой он занял престол — Владимирский или Ростовский, решить трудно: и в Владимирской, и в Ростовской Истории Иерархии с конца X века почти до конца XI пробел.
2). Стефан 2 святый.
Он был присным учеником преп. Феодосия Печерского и после него игуменом Печерским. Впрочем, по неудовольствию братии, неизвестно отчего произошедшему, св. Стефан оставил настоятельство Печерское и основал особый Кловский монастырь не в дальнем расстоянии от Печерской обители [1]. По славянскому патерику, он рукоположен в епископы Владимирские митроп. Иоанном[2] и был муж добре навыкший всякие добродетели, искусен на своем пастырстве, являвший стаду образ словом, житием, верою, чистотою[3]. Сильвестр Коссов в польском патерике говорит, что св. Стефан скончался в своем Кловском монастыре, но по славянскому патерику он преставился во Владимире, апреля 7 дня 1095 года[4].
3) Амфилохий.
Рукоположен митрополитом Никифором 1-м августа 1109 года[5], скончался же 1122 года[6].
4) Симеон.
Рукоположен из старцев печерских 1123 года[7], скончался 1137 г.[8]
5) Феодор (скопец).
Посвящен в епископы 1137 г.[9]. В 1147 г. присутствовал на Киевском Соборе, который созван был В. Кн. Киевским Изяславом Мстиславичем для поставления митрополитом русскаго на место умершего в Царьграде м. Михаила 11, родом Грека[10].
6) Иоасаф.
Он столько знаменит был своими добродетелями, что в 1229 г. новгородцы поставили его в число кандидатов на свой архиепископский престол[11]. Летописец называет его Святителем Блаженным и преподобным[12]. Взят на Владимирский епископский престол от св. горы[13].
7) Василий.
Рукоположен в епископы из настоятелей того же монастыря[14].
8) Никифор, по прозванию Станило.
Возвысился до сана епископскаго из слуг княжеских[15].
9) Косма, по словам летописца, пастырь кроткий, преподобный и смиренный[16].
10) Марк — с 1271 по 1287 год[17].
11) Евсигней — с 1287 по 1289 г. Сей епископ погребал Владимирскаго князя Владимира Васильковича, мужа, по словам летописи[18], правдиваго, мудраго и боголюбивейшего.
12) Афанасий.
В 1331 г. вместе с митрополитом Феогностом, находившимся тогда во Владимире-Волынском, он рукополагал знаменитаго пастыря Новгородской Церкви Василия[19]. Вероятно по причине притеснений, каким в то время подвергались на Волыни православные от польскаго короля Казимира IV[20], Афанасий переселился в Переяславль-Залесский. 1353 г. погребал в Москве м. Феогноста[21].
Во время вторичнаго путешествия митр. Алексия в Царьград, как его наместник или викарий управлял Московской епархией[22]. В сие-то время св. Сергий Радонежский принял от него в Переяславле рукоположение в иеромонахи и игумены основанной им (Сергием) Свято-Троицкой обители[23]. Афанасий скончался 1363 г. в Костроме[24].
13). Иоанн Гололь.
Рукоположен из священников 1405 г. митрополитом Киприаном в г. Луцке[25].
14). Герасим.
Рукоположен м. Фотием 1414 г. [26].
В том же году он присутствовал на Новгородском Соборе, достопамятном в том отношении, что на нем в угодность Витовту избран был особый от Москвы митрополит для Киева[27].
15). Даниил.
Он митр. Исидором увлечен был во Флорентийскую Унию, которую однако ж скоро отверг и свое отречение засвидетельствовал письменною исповедию. Вот его исповедь: «Ныне аз смиренный прежнее исповедание свое и Исидорово мне поставленое отметаю и имя папино и осьмаго Собора собрание и проклинаю и повинуюсь во всем Господину своему Митрополиту Киевскому Ионе и всея Руссии… К сим же исповедую, яже имать пошлины митрополичий престол, во всем приделе моем соблюдати непреложно и несотворити ничтоже по нужди, ни от царя (греческаго) ни от короля и литовскаго В. Князя, аще и смертию претят мн… ни единаго же от нашея веры не упускати к Арманом свадьбы творити и кумовства и к Латыном… Аще ли же буду латинский Собор похваляти или папу или того Исидора, чужд буду святительства. Подписал своею рукою в лето 6960, (1452) индикт. 15. м. Окт. в 28 день».[28]. Почему митр. Ионою вновь принят был в общение с Православною Церковию[29]. Даниил рукоположен Исидором около 1452 года[30].
17). Вассиан.
Рукоположен в епископы митрополитом Киевским Симеоном 1487 г.[32]. По смерти сего митрополита он участвовал в избрании на его место Макария, убитаго впоследствии татарами[33]. Генваря 18 дня 1509 г. присутствовал на Виленском Соборе[34].
18). Пафнутий.
Сей епископ упоминается 1514 и 1522 года[35].
19). Иоанн Бержобогатый упоминается 1536 и 1563 года[36].
20). Феодосий упоминается 1566 г.[37].
21). Мелетий Хрептович Богуринский.
В 1570 г. был посвящен в епископы Владимирские из архимандритов Киево-Печерския лавры, он и епископом удержал за собою титло архимандрита Печерскаго, по желанию братии, признательной к нему за его ревностное содействие к возвращению лавре ее древних преимуществ и впредь надеявшейся на защиту его, пред польскими королями и на сеймах, как человека рода знатнаго[38]. Незадолго до своей кончины именно 26 октября 1590 г. для поддержания православия, которому в то время угрожала Уния, он учредил в Бресте при приделе Борисоглебской Николаевской церкви церковное Братство со школою. Скончался в 1592 году во Владимире[39].
22). Леонтий Карпович.
Ревностный защитник православия. Рукоположен в епископы 1616 г. из архимандритов Виленскаго Свято-Духова монастыря, скончался же 1620 г. Мелетий Смотрицкий, славившийся в то время ученостью и красноречием, почтил память сего замечательнаго пастыря красноречивым надгробным словом[40].
23). Иосиф, а по другим[41] Иезекииль Курцевич.
Последний православный епископ Владимирский, и то, можно сказать, только титулярный, потому что, вследствие усиленных гонений со стороны польскаго правительства и Униатов, не мог жить в своей епархии. В епископы рукоположен в Киеве 1620 г. Иерусалимским патриархом Феофаном[42], скончался же в России[43].
Пр. Н. У-дский.
[1] Славянский патерик, л. 88.
[2] Составитель Истории Российской Иерархии (т. I. с. 1. стр. 403 изд. 2. 1827 г.) годом рукоположения Стефанова полагает 1091 г.; но в таком случае он не мог быть рукоположен ни Иоанном 2-м, скончавшимся в 1089 г., ни Иоанном 3-м, умершим 1090 г. Следовательно, свидетельство патерика, без всякого сомнения, достовернее; но все же прямо нельзя сказать, которым из двух одноименных митрополитов рукоположен св. Стефан: годы святительства их так сближаются между собою, а патерик года рукоположения св. Стефана не указывает. Патер. л. 90. описание Киево-Соф. Соб. стр. 71, 72.
[4] Описание Киево-Печерской лавры изд. 3. Киев 1847 г. стр. 128, 129.; патерик, л. 91.
[5] Прибавление к Ипатиевской летописи, стр. 287. см. полное собрание русских летописей т. III. Ипатиев. лет. изд. 1843 г. По истории Росс. Иерарх. в 1105 г. стр. 404, а по Географ. словарю в 1104 г. ч. 1. стр. 910.
[6] Прибавл. к Ипат. лет. стр. 292. Истор. Росс. Иерархии т. I. с. 1. стр. 404.
[7] Полн. Собр. Русск. лет. т. II. Ипат. лет. стр. 9. Истор. Росс. Иерарх. т. I. ч. 1. стр. 404.
[8] Ист. Р. Госуд. т. II. пр. 269.
[10] Географ. словарь Рос. Госуд. т. I. ч. 1. стр. 910. Истор. Собор. до Иоанна IV С. II. 1829 г. под 1205 годом Длугош (кн. VI стр. 595) и Стрыйковский (кн. VI отд. V стр. 207) упоминают о епископе Владимирском, который отказал будто бы в благословении своем Роману князю Галицкому на походе в Польшу, представляя грехом христианам без причины проливать кровь христианскую (см. Przydatek do chronologii Jgn. Stebelskiego K. 215, 216. T. III w Wilnie, roku 1783), и который, по свидетельству других (Historia narodu polskiego od poczatku Chrestianstwa T. IV. w Warszawie 1783 r. K. 139), убедил того же князя спешить на помощь грекам против куманов и половцев, но по имени сего епископа не называют.
[11] Столько пристрастные к своему и своим новгородцы любили однако ж приглашать к себе людей, славных в России, достойных, по их понятию, представлять лицо В. Новгорода. Таковы они были при выборе людей на свою кафедру архиепископскую и на свой престол княжеский. См. Временник кн. 3. стр. 61. Москва 1849 г. Ист. Русс. Госуд. т. III. пр. 251.
[12] Приб. к Ипат. лет. стр. 163.
[13] Из монастыря, существовавшего не в далеком расстоянии от Владимира-Волынского. Патер. л. 98 на обор.
[14] Приб. к Ипат. лет. стр. 163.
[16] Там же. По словам лет., Иоасаф, Василий, Никифор и Косма были епископами при князьях Васильке и Данииле Романовичах.
[18] Там же стр. 214, 216, 220, 222. Составитель Российской Иерархии (т. I ч. 1. стр. 404). После Иоасафа ставит Серапиона, потом Евсигнея, а за ним — Марка, но не в таком порядке исчисляет их летописец. Притом же Серапиона нельзя, кажется, считать между епископами Владимиро-Волынскими. Составитель Иерархии годом рукоположения Серапионова ставит 1260 г. Кульчинский (Append. ad specim Eccles. Rithen. p. 57) также считает Серапиона епископом Владимиро-Волынским, выставляя тот же год рукоположения с тем только дополнением, что он рукоположен Кириллом III на соборе, будто бы в том же году бывшем в Киеве. Но а) летописец молчит о Серапионе, хотя, кажется, ему было бы очень естественно упомянуть о нем, говоря о епископах бывших при князьях Данииле и Васильке Романовичах, В б) Киевского Собора 1260 г., на котором бы присутствовал митрополит Кирилл III, мы не знаем; равно сомнителен собор 1265 г., о котором говорится в Истории Иерархии (стр. 496-497), потому что Кирилл III в Киеве не жил, а посещал его только в 1274 и 1280 годах. (см. Описание Киево-Соф. Собора стр. 85. Киев. 1825 г.) Нам подлинно известен только Собор Владимирский (на Клязьме) 1274 г., созванный сим митрополитом, и на нем действительно рукоположен был в епископы Серапион, но не для Владимира-Волынского, а для Владимира на Клязьме. см. Ист. Рос. Госуд. т. IV. прим. 115. Ист. Р. Церкви Ф. Е. Р. пер. II. стр. 108. Ист. Соб. до Иоан. IV. стр. 54.
[19] Полн. Собр. лет. т. Новгор. 1-я лет.
[20] Опис. Киево-Соф. Собор. стр. 93, 94.
[21] Ист. Р. Церкви пер. II. прим. 215, стр. 129. Львов. лет. Ник. 3 202.
[22] Ист. Р. Церкви пер. II. стр. 123. прим. 199.
[23] Ист. Росс. Госуд. т. IV. прим. 290, 362, 371.
[24] Ист. Росс. Иерарх. стр. 404.
[25] Ист. Росс. Госуд. т. V. прим. 254. Ист. Российск. Иерарх. стр. 404.
[26] Настольная Граммата м. Фотия Герасиму. См. Акты Историч. Собр. Археограф. Комиссиею. т. I. 1841 г. стр. 27. Творения Св. Отцов кн. II. стр. 337. 1848 г.
[27] Ист. Российск. Госуд. т. V. прим. 238.
[28] См. опис. рукоп. Румянц. Муз. стр. 41. Ист. Рос. Госуд. т. V. примеч. 311.
[29] Прощальная граммата м. Ионы Даниилу см. Акты Историч. т. I. N 52, стр. 100. 1841 г.
[30] Составитель Историч. Иерархии стр. 405 говорит, что он рукоположен м. Ионою. Но сам Даниил в сей исповеди свидетельствует о поставлении своем от м. Исидора.
[31] Акты Историч. т. I. стр. 503. 1841 г.
[32] Ист. Р. Церкви Ф. Е. Р. пер. III. прим. 6.
[33] Там же. Прим. 8. Описание Киево-Соф. Собора стр. 113.
[34] Там же в прибавлении см. Деяния Виленск. Собора стр. 40, 41. Описание рукоп. Румянц. Муз. стр. 123.
В летописях (Ист. Рос. Госуд. т. VII. примеч. 374) под годом 1497 упоминается о кончине какого-то епископа Владимиро-Волынского. Речь не о Вассиане, очевидно. Деяния Виленского Соора дошли до нас с его подписью. Или он ошибочно назван Владимирским, или же был предшественником Вассиана и скончался на покое.
[37] Там же. В жизни князя Андрея Михайловича Курбскаго (т. I. стр. XVIII). (Киев. 1849 г.) говорится о епископе Владимирском Феодосии, который будто бы давал развод сему князю с его женою Мариею Юрьевною Голштинскою, хотя самый акт развода (там же акт XXXVIII стр. 137) не упоминает об имени епископа, дающего развод. Хорошо известно, что в это время епископом Владимирским был Мелетий. Значит, Феодосий в то время был на покое и подобное его участие в деле, которое по правилам церковным мог разрешить только епископ правящий, нужно объяснять своеволием Курбского и тогдашним положением в сем краю Православной Церкви.
[38] Чтения в Импер. Обществе Истории и древностей Российских при Московском университете год 3-й N 7 1848 г. Москва.
[39] Описание Киево-Печер. лавры стр. 139, 140. После Мелетия епископом Владимирским был Ипатий Поцей с 1592 по 1613 год: но ему приличное место не здесь, а между епископами Владимирскими Униатскими.
В описании Киево-Печерской лавры говорится, что Мелетий умер в том же 1590 году, но Зубрицкий представляет подлинную соборную грамоту, из которой видно, что Мелетий был жив еще в октябре 1591 года (начало Унии пр. 66 стр. 30. См. Чтения в император. Обществе Истории и древностей при Московском университете г. 3-й N 7. 1848 г.) Поэтому нужно полагать, что он умер или в конце 1591, или в начале 1592 года.
[40] Историч. словарь церков. писателей. т. II. стр. 7, 46.
[41] Летопись Львовского Братства. см. Журнал Министерства Народного Просвещения. м. Июнь 1849 г. стр. 137.
[42] Описание Киево-Соф. Собора стр. 156.
[43] Истор. Русской Церкви Н. Муравьева изд. II. 1840 г. С. II. стр. 246.