Село Сивки, Острожского уезда

В самостоятельном приходе с. Сивок церковь деревянная, с такою же колокольнею, довольно вместительная, о трех куполах, хотя очень ветхая [1]. Она стоит посредине села, построена алтарем на восток в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста, но когда и кем построена — неизвестно. В 1712 году, по благословению Униятскаго епископа Феодосия Рудницкого, церковь сия в первый раз была починена старанием прихожанина Стефана Бурчака, а в 1716 г. освящена, по благословению того же епископа, священником Андреем Суражкевичем. В 1785 г., с дозволения и по благословению Униятскаго епископа Киприана Стецкаго, церковь сия опять была починена и после того освящена Деканом Ляховецким Яковом Левицким. Иконопись в сей церкви довольно древняя и Униятскаго стиля; иконостас четырехъярусный, увенчанный Крестом с изображением Распятия Спасителя и надписью на трех языках: еврейском, латинском и славянском. Утварью и ризницею церковь сия в настоящее время очень скудна, а книгами достаточна. Из древних вещей ничего не сохранилось, но из книг некоторые впрочем обращают на себя внимание. Так найден в церкви Требник без заглавного и 15-ти первоначальных листов, с надписью местного священника: Tymothey Presbyter Sywkowsky anno Domini 1722 года. Кроме того, есть еще Служебник Львовской печати 1691 г., Октоих 1694 г., и Анфологион 1694 г. Есть также рукописный Апостол in folio, неизвестно кем и где писанный, в конце коего есть надпись: «Слава совершителю Богу, давшему початок и конец; совершися сия книга, рекомая Апостол, року Божия 1601 — простите мя грешнаго». Писан этот Апостол уставом с киноварью и замечательными рисунками. В начале книги позднейшею рукою приписано: «Сия книга, глаголемая Апостол, даровася мне священному Иерею Антонию Бычковскому, Пресвитеру (какого прихода — нельзя разобрать) от Василия, Юзефа и Корнилия,—купцов Заславских. Кроме того в сей церкви находится древнейший лик Св. Николая, к которому народ обращается с молитвами, во время постигающих его напастей и бедствий. В 1831 г., когда в первый раз появилась холера и опустошала это селение, один крестьянин (умерший 11 октября 1866 года), когда заболел сын его холерой, дал обет, если он выздоровеет, поновить истершийся от времени лик Св. Николая и устроить на него серебряную ризу. Сын этого крестьянина выздоровел, и обет, данный им, был исполнен.

Так как неизвестны обстоятельства и время постройки церкви в с. Сивках; то неизвестно, кто были и первые настоятели этой церкви; также не сохранилось никаких следов и того, когда введена здесь Уния и по какому случаю,— насилием ли она введена, или по добровольному согласию причта и прихожан. Но то несомненно, что в начале ХѴIII столетия церковь сия была уже в руках Униятов, потому что в 1712 году, была починка этой церкви, и она уже производилась по благословению Луцкаго и Острожскаго Униятскаго Епископа Феодосия Рудницкаго. Метрическия записи о рождениях, браковенчаниях и погребениях начинаются при сей церкви с 1724-го года.— Из этих сохранившихся метрических записей можно видеть Настоятелей Сивковскаго прихода. Первый священник, начавший писать дошедшую до нас метрику, был Севериан Томашевич [2], именовавшийся пресвитером Сивковецким. Метрика озаглавлена так: «Сия списана Метрика року Божия 1724 месяца Ианнуария дня 20-го при храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в с. Сивках, в маетности Ясновельможнаго Его Милости Пана Хорунжаго Короннаго». Писана эта метрика полууставом. Севериан Томашевич находился при этой церкви священником до 1757 года, 25 июня. При нем в 1725 г., 8-го августа последовала от княгини Теофилы Яблоновской, Хорунжины Коронной, презента на земли и угодья, издавна бывшие в пользовании священников и составлявшия фундуш сей церкви. Место Севериана Томашевича заступил Василий Томашевич, вероятно сын Севериана, называвшийся прежде Коадьютором церкви Сивковецкой, а потом пресвитером до 1763 года. По 1765 год приходского священника в с. Сивках не было, а встречается в промежуток этого времени несколько викариев. 10-го июня 1765 г. поступил на сей приход священник Иван Хмелевский, называвшийся парохом Сивковецким. При нем (19 сентября 1760 г.) была визитация генеральнаго визитатора Луцкой епископии, Острожскаго Оффициала Георгия Туркевича, который и оставил заметки касательно церкви и ея внутренняго украшения, церковных земель, причта и прихожан. Хмелевский находился на сем приходе до 1771 года. После него приход сей был в наблюдении до 1773 года. С этого времени был приходским священником с. Сивок Василий Барталович. В 1780 г. метрические акты были свидетельствованы Униятским Епископом Киприаном Стецким, который собственноручно сделал на них след. надписи: Cyprianus Stecky Episkopus Luceoniensis et Ostrogiensis. Перед надписью на латинском же языке значится: Die sexta Julij v. s. (Veteris styli) 1780 in Zozulince sub tempus visitationis generalis Liber Metrices Baptisatorum, copulatorum et sepultorum productus et revisus. В 1791 г. 13-го марта выдана князем Августом Николаем Яблоновским эрекция, утверждающая навсегда за церковью все прежние земли и угодья. Василий Барталович умер в с. Сивках 1803 г. Ему наследовал сын его Феодор Барталович. Он в 1806 году, по резолюции Преосвященнаго Даниила, бывшего Епископа Волынскаго и Житомирскаго, сделал описание этой церкви, также всего без изъятия ее имущества и принадлежащих ей угодий, — каковая опись хранится при сей церкви. Он умер в 1816 году, 29 октября. До 1821 года приход сей опять был в наблюдении, с этого же времени следовали священники в с. Сивках в таком порядке: Даниил Сингалевич, до 1822 года, поступивший потом на другой приход, Лев Горлецкий до 1830 года, поступивший в полковые священники, Иосиф Омеляновский до 1842 г., в котором умер. При нем в 1831 г. явилась в с. Сивках холера, от которой умерло 38 душ обоего пола, — священник Андрей Кондрацкий до 1854 г., выбывший в г. Острог. В 1850 г. церковь сия удостоена посещения Преосвященнаго Иерофея, Епископа Острожскаго, Викария Волынскаго. 17-го октября 1854 г. поступил на Сивковский приход теперешний священник Аполлоний Сендульский.

По штату 1843 г., причта при сей церкви полагается: священник и дьячок. Приход сей состоит в 6-м классе. Прежде был тут и пономарь, но при образовании штатов он остался без места и вне штата и состоит теперь здесь в качестве церковного сторожа. Наличный причт получает жалованье из казны, именно: священник 100, а дьячок 36 руб. сер., и помещаются в очень ветхих церковных домах [3].

По презенте, данной в 1725 году, 8-го декабря, княгинею Теофилою Яблоновскою, и по эрекции князя Августа Яблоновскаго 1791 г. 13-го марта, земли при сей церкви имеется: усадебной 1 десятина 1836 сажен, пахотной 23 десятины 1451 сажень, сенокосной 4 десятины, 1907 саженей, хутор с лесом в 3 десятины 450 сажень и ставок с ольховым деревом 816 сажен. Хотя по проекту, состоявшемуся 1853 года, октября 3 дня, касательно обеспечения причта здешнего прихода, и предположено было снять на план все сии земли, однако до сих пор это предположение не приведено в исполнение и церковные земли не сняты на план. Село Сивки отстоит от губернскаго города Житомира в 192-х, а от уездного города Острога в 50 верстах, лежит на проселочной дороге, примыкая с Юго-Запада к Кременецкому уезду. Оно расположено на пяти холмах и разбросано без всякаго порядка. Трудно определить теперь, отчего это село получило свое название, оттого ли, что в здешней местности встречается глина, в просторечии называемая сывою, или от чего-нибудь другоаго. Какого племени жители с. Сивок, с достоверностью сказать нельзя. Говорят, впрочем, что тут было много мазуров [4], выходцев из Польши, которые все были католического исповедания. Но с течением времени они слились с туземцами и приняли православие, так что и следов их теперь не осталось. Одни только фамилии напоминают нам о некогда бывшем их существовании в с. Сивках, как напр. Мушанские, Карпинские, Кожуховские, Гранацкие. Все жители теперь Православнаго исповедания, говорят малороссийским жаргоном и принадлежат к крестьянскому сословию. В черте селения есть несколько мест, вероятно древних кладбищ, из коих на одном видны до сих пор каменные кресты, а на другом какие-то продолговатые в ½ аршина плиты, вросшие в землю. При раскопках для построек находят в этих местах много человеческих костей. Говорят, что на одном из этих кладбищ погребались Волохи и что здесь некогда была церковь. Предание о Волохах подтверждает и название соседнего приписного села Волосским. Но откуда взялись здесь Волохи и по какому случаю они здесь погребались,— неизвестно[5].

Приход Сивковский в настоящее время состоит из трех селений: самостоятельнаго с. Сивок Острожскаго уезда, и приписных — Волосскаго и Лисок, Кременецкаго уезда.

В с. Волосском церковь деревянная с такою же колокольнею, довольно крепкая, о трех куполах. Она стоит вне села на возвышенности, обращена алтарем на восток, построена в 1732 году тщанием прихожан и помещика Александра Синеуты Ляховецкаго, во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Иконостас в сей церкви четырехъярусный, униятскаго стиля, почерневший от времени. В презенте, данной на земли и угодья сей церкви помещиком Яном Синеутом в 1783 году 12 июля, упоминается о священнике этой церкви Трофиме Гурковском; но когда он поступил на сей приход и когда умер, неизвестно. После него был зять его Иосиф Осташевский, который умер в 1821 году. После Осташевскаго не было уже приходского священника при сей церкви до 1830 г., в котором приписана она, по случаю составления штатов и разделения приходов на классы, к Сивковской Крестовоздвиженской церкви и отстоит от сей последней в 3-х верстах.

Земли при сей церкви, по эрекции, данной 1739 г. 2 июля князем Александром Синеутою Ляховецким, и по презенте помещика Яна Синеуты 1783 г. 12 июля, имеется: усадебной 1350 сажен, пахотной 15 десятин 305 сажен, сенокосной нет. Плана сим землям также не имеется.

В с. Лисках некогда была трехкупольная церковь, построенная по благословению Униятскаго Епископа Луцкаго и Острожскаго Сильвестра Рудницкаго в 1724 г., но сия церковь в 1829 году от неосторожности причетника сгорела и теперь остается только деревянная колокольня, еще довольно крепкая.

Село это до 1829 г. составляло особый приход, и до того времени были настоятели при этой церкви. Но кто были эти настоятели со времени ея постройки, — неизвестно. В 1728 г. в Сивковских метрических записях упоминается Димитрий Пузиковский, пресвитер Лесецкий. В 1747 г., при священнике Якове Лукасевиче дана сей церкви помещиком Людвиком Вкринским презента на земли и угодья. После Лукасевича Лесецким священником до 1797 года был Иван Борецкий; ему наследовал зять его Константин Зинович, умерший в 1825 году. До 1830 г. приход сей был в наблюдении, а с того времени приписан к Сивковской Крестовоздвиженской церкви, от которой отстоит в двух верстах. По на­ходящимся документам, как то: презенте, данной 1747 г. 27 февраля помещиком Людвиком Вкринским, и эрекции, 1776 года 1 июля данной Петром и Феликсом Вкринскими, земли в с. Лисках имеется: усадебной 1776 сажен, пахотной 13 десятин 1049 сажен, сенокосной 3 десятины 2070 саженей, и пасека с мелким лесом 1800 сажен. — Плана сим землям не имеется.

От чего это селение получило свое название, определенно нельзя сказать; но, может быть, от того, что оно построено среди лесов, где преизобиловало дерево лесного орешника, в просторечье называемое лещиною, или деревом лесного ореха, ибо и теперь оно с двух сторон окружено кустарниками этого дерева.

Лиски — нисколько не замечательное селение: даже вид его — угрюмый и печальный. Часть его разбросана, особенно с восточной стороны, между кустарниками орешника на значительной возвышенности то сям то там, и хаты его кроются, как будто боятся показаться на свет Божий; другая же большая часть селения расположена в прямом положении: хаты идут подряд около самой дороги с той и другой стороны. Жители села Лисок— все крестьянскаго сословия, исповедуют Православную веру и говорят по-малороссийски.

Во всем Сивковском приходе считается в настоящее время 118 дворов, считая на двор по 4 души мужеского пола. Прихожан мужеского пола 472, женского 461 душа; — все они — крестьяне собственники. Духовных мужеского пола 9, женского 8 душ, военных муж. пола 7 и женского пола 8 душ. В 1866 г. родилось в этом приходе мужеского пола 40, женского 23 души, — обоего: 63. Браков было 11. Умерло: мужеского пола 20, женского пола 20, обоего 40. Из несчастных случаев был один, именно: крестьянин убит фурою хворосту. Из присоединившихся католиков к Православию в течение 1866 г. было 5 душ: мужеского пола 3 и 2 женского. Католиков в сем приходе мужеского пола 10, женского 21. Они принадлежат отчасти к дворянам-землевладельцам, а отчасти к крестьянскому сословию, которые все не коренные здешние жители, а пришлые, и находятся в услужении у дворян-помещиков. В с. Волосском имеется в доме помещика Ивана Яловицкаго Каплица, куда ксендз приезжает иногда из Дедеркальскаго костела для совершения Богослужения.

Поселянское Училище открыто в сем приходе с 1861 года 1-го сентября; но по неимению места для помещения школы, обучение мальчиков идет туго и мало удовлетворительно. Налицо находится теперь мальчиков 25 и девочек 7; они читают Часослов, Псалтирь и пишут. Обучением их занимается священник и дьячок [6].

 


[1] В 1868 г. 31 октября наблюдающий за церковными постройками в Волын. губ. Г. Эртель предположил на место сей ветхой церкви построить каменную или деревянную на каменном фундаменте.

[2] Впрочем известно, что пред Северианом Томашевичем был на этом приходе отец его Тимофей Томашевич; им в 1711 г. куплен служебник Львовской печати, как показывает надпись на оном; при нем производилась и починка церкви в 1712 году.

[3] Предположено для помещения священника построить новый дом, на что в 1866 г. 11 мая отпущен Палатою Государственных Имуществ и строевой материал из казенных дач.

[4] Но едва ли это верно. Вероятнее всего то, что во время сильной Латинской пропаганды многие из туземцев крестьян русинов ополячились и вследствие этого переменили свои фамилии или же прибавили к прежним польское окончание. Мазурами наши простолюдины вообще честят всякаго, кто не соблюдает постов.

[5] Молдаване и Валахи в древности часто укрывались из своей родины в пределы бывшей Польши, или от жестокостей своих правителей, или во избежание наказания за разбои. (См. Русс. Вест. 1867 г. За ноябрь). Может быть, одним из таких убежищ для Волохов было с. Сивки с его окрестностями.   Примеч. редак.

[6] Доставлено в 1868 году священником с. Сивок Аполлонием Сендульским.

Волынские Епархиальные ведомости, 1868

Оцените статью
Добавить комментарий